6 Декабря 2018

Рецензия: «Зарница» - «Нюанс» ***

2018, «Свет и Тени»

Мой одноклассник-«металлист» уверял, что музыка «хэви» - это венец творения, финальная точка развития музыкальной мысли, после которой развиваться уже некуда, ибо «тяжелее нельзя». Интересно, что многие поклонники жанра и спустя тридцать лет продолжают пребывать в этом убеждении, но делают это, как говорится, «не привлекая внимания санитаров». Тяжёлая музыка упёрлась венцом в свой тупик, зато вокруг, никак не соприкасаясь с закуклившимися металлистами, возникли и вполне себе развились десятки других музыкальных жанров.

К чему эти воспоминания? К тому, что нынешняя бешеная популярность рэп-жанра не навсегда, и уже сейчас многие задумываются о том, вокруг какой музыки возникнет следующий бум. Правда, благодаря чётким и слаженным действиям обеспокоенной общественности и силовиков, решивших немножко прижать рэп за мат и «экстремистские» тексты, поднадоевший жанр сейчас явно воспрянет и переживёт новый взлёт. Если уж Шнуров решил послушать рэпера Хаски, то и многие другие прохожие откроют для себя рэп, что даст дополнительного хайпа. Но потом-то всё равно рано или поздно рэп уйдёт на периферию общественных вкусов: верные любители так и будут его слушать, а посторонние и любопытствующие переключатся на что-нибудь другое.

Я склоняюсь к мысли, что это будет что-то более драйвовое, но при этом такое же отвязное. Способное самовыражаться не только в текстах, но и, например, в танце. Или в крике. Если вам на ум сейчас пришла «Пошлая Молли», то вы мыслите в правильном направлении. Но не «Пошлой Молли» единой, есть и другие перспективные «энерджайзеры». Стиль группы «Зарница» называют дэнс-панком, но это потому, что не придумали более адекватных определений. Новые панки из поколения «ВКонтакте» с ирокезами не ассоциируются, а со старыми их роднит только свобода самовыражения. Причём с разной мотивацией: если панк-классики всегда имели в виду какой-то протест против буржуазного уклада жизни, то нынешние «инди-панки» просто веселятся, на общество с его правилами и запретами не обращая вообще никакого внимания. При этом обратите внимание: «Зарница» - редкий вид - при всей сетевой свободе лексических нравов вообще обходится без нецензурных выражений. И менее дикими и протестными они из-за этого не выглядят.

Ценнейшим активом «Зарницы» является голос вокалиста Артёма Лобынцева. Он поёт примерно так же, как в 80-е пели те, кто хотел казаться панками (или как в фильме «Лето» поёт персонаж, прототипом которого стал Свинья из «Автоматических удовлетворителей»). При этом солист «Зарницы», похоже, не кривляется, а действительно обладает таким тембром, который сразу придаёт произведениям группы флёр ёрничанья и нонконформизма. Тексты коллектива в основном отвечают на вопрос, легко ли быть молодым, причём отвечают сугубо утвердительно. Для завоевания мирового господства «Зарнице» пока не хватает умения сочинять мелодические хуки и цепкие рефрены, однако оптимизм и самоуверенность пока позволяют демонстрировать, что отсутствие этих навыков не станут проблемой для группы.

Алексей Мажаев, InterMedia